Мунципальное учреждение культуры

Краеведческий музей имени Н.В. Игнатьева

Виртуальная выставка "Страницы истории кино"

2016 год объявлен Годом  кино. Вспомним страницы истории отечественного документального и игрового кино, связанные с марийским краем и его уроженцами, а также происходившими здесь событиями. Первые сюжеты кинохроники о жизни и быте мари были засняты в 1924 году, они назывались «У черемис. Марийская автономная область». Через два года московские операторы создали небольшой киноочерк, посвященный празднованию пятой годовщины МАО (в то время эта дата отмечалась 1 марта). В нем изображались виды города Краснококшайска, торжественный митинг и демонстрация трудящихся, соревнования лыжников, заседания областного съезда советов, народный дом (клуб) и базар в областном центре, работа лесорубов и река Илеть.
Первыми зрителями этого первого марийского фильма (именно так назван он в печатных публикациях того времени) стали участники торжественного вечера в честь очередной годовщины Октябрьской революции, состоявшегося 6 ноября 1926 года в только что построенном здании Марийского драмтеатра на улице Карла Маркса (сейчас на этом месте находится Театр-центр для детей и юношества). Рассказ для фильма поручили написать Владимиру Мухину. В феврале 1928 года на совещании в обществе краеведения было заявлено, что «в настоящее время условия для создания марийского фильма сюжетного характера являются уже значительно более благоприятными». Сообщая об итогах своих бесед в Москве, «Совкино», докладчик Владимир Мухин отметил «достижение значительной степени договоренности, так что можно надеяться, что почва для постановки в ближайшее время марийского фильма достаточно подготовлена». И в конце июня того же года газеты сообщили, что акционерное общество «Востоккино» включило в свой производственный план создание художественно-бытового фильма под условным названием «Марий Кужер» на «чрезвычайно злободневную и актуальную тему о колхозном строительстве», «рисующий героику борьбы нового быта с остатками старого».  Сценарий картины «Марий Кужер» на тему и сюжет Владимира Мухина написали режиссер Борис Шелонцев и его ассистент Дмитрий Коновалов. В центре повествования – противоборство деревенской бедноты и зажиточных крестьян, которых тогда называли кулаками.Параллельно раскрывалась лирическая линия – взаимоотношения сельского активиста Шумата Актая и его подруги Начук, дочери бедняка.           Картину снимали в Звениговском районе.  Картине дали название одной из деревень Моркинского кантона. Туда в конце июня 1928 года выехала съемочная группа во главе с Шелонцевым, чтобы найти место для натурных съемок. И такое место было найдено. Правда, не Моркинском, а в соседнем, Звениговском, кантоне. Это -  деревня Большое Шигаково, расположенная в одном из живописных уголков марийского края. В съемкахучаствовали более десятка актеров из Москвы, а также восемь марийских артистов. Среди них – Михаил Сорокин, Петр Пайдуш (Казаков), Павел Тойдемар (Стекольщиков), Алексей Маюк-Егоров,  Анастасия Филиппова, Тимофей Соколов, Прасковья Мусаева,А.И. Маюк-Егоров, Александр Янаев.                                                                     А.И. Маюк-Егоров (1905-1938)

                                                                            (1912-1938) 

Первыми зрителями фильмов «Марий Кужер» и «Марийцы» стали делегаты открывшегося 1 марта 1929 года 8-го областного съезда Советов, принявшего, кстати, первый пятилетний план развития народного хозяйства МАО. Только что доставленные из Москвы ленты им продемонстрировали 9 марта в помещении Маргостеатра.А в Москве «Марий Кужер» шел в кинотеатрах «Балкан» и «Унион». Путевку в мир российского кино подарил марийским актерам Йыван Кырля, который еще в 31 году сыграл главную роль в  звуковом фильме "Путевка в жизнь".

Йыван Кырля (Кирилл Иванович Иванов) (1909-1943)

Режиссер фильма Николай Экк, намечавший на роль вожака беспризорников Мустафы Ферта другого актера, утверждает студента Государственного техникума кинематографии Йывана Кырлю. Так, в 1931 году началась карьера актера из Марий Эл, прославившего свою республику не только по всему Советскому союзу, но и за рубежом. Наш земляк Йыван Кырля не уставал импровизировать – песни на марийском языке не были заявлены в сценарии, но явно пришлись по душе зрителю.  

Одним из талантливых актёров, наших земляков является заслуженный артист России, киноактер Московского академического театра Александр Павлович Лукьянов. 

Александр родился 8 августа 1901 года в селе Воздвиженском Нижегородской губернии в семье сельского учителя Павла Леонтьевича Лукьянова.

                              

Лукьянов Леонтий Григорьевич – дед Александра            Лукьянов Павел Леонтьевич -отец, учитель,

Павловича, умный крестьянин, предприниматель.                    уважаемый человек

Мать была домашней хозяйкой, занималась воспитанием пятерых детей – троих сыновей и двоих дочерей. По окончании начальной школы в селе Шаве Нижегородской области, в 1912 году Саша поступил в Нижегородскую 14 гимназию, где учился до 1918 года. После смерти деда семья   переезжает в родительский дом в деревню Сосново, Горномарийского района. В этой деревне Александр провёл своё детство и юность. В этом же году поступил в Козьмодемьянскую школу II ступени и пробыл  там до апреля 1920 года до призыва в Красную Армию. В качестве рядового Лукьянов служил в составе 3-го стрелкового полка, участвовал в боях против белогвардейских войск Врангеля.
После демобилизации с апреля 1922 года по август 1923 года Александр Лукьянов был актером народного дома в Козьмодемьянске. После этого он уехал в Москву и поступил в садово-огороднический техникум имени Тимирязева, но проучился там только год, так как все это время его не оставляла мысль о сцене. 1 сентября 1924 года, выдержав все полагающиеся испытания, Александр стал учеником театрального училища при Московском театре Революции и с этого же года стал актером этого театра, которому был верен до конца жизни и в котором был одним из ведущих актеров. Его репертуар был разнообразен – от романтических героев до драматических и характерных ролей: Доминик («Наследство Рабурдена»), Махбуб («Озеро Люль»), Тополев («Человек с портфелем»), Сысоев («Первая конная»), Жадов («Доходное место»), Норрис («Улица радости»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Герман («Таня»), Теодоро («Собака на сене»), Тихон («Гроза»),

    А.П. Лукьянов в роли Ромео в пьесе «Ромео и Джульетта»

«Гроза» Островского, Тихон.

Горацио («Гамлет»), Пыляев («Садовник и тени»), Александр Бен («В горах мое сердце») и другие. В кино Александр Павлович ярко блеснул в 1940 году в фильме Александра Столпера и Бориса Иванова «Закон жизни», сыграв секретаря обкома комсомола Огнерубова, морально разлагавшего студентов медицинского института. Картина имела неоднозначную оценку критиков, в газете «Правда» была напечатана разгромная статья «Фальшивый фильм» и «Закон жизни», через 10 дней после премьеры, был снят с экранов. К сожалению, интересная работа актера так и не была оценена по достоинству. Образованный интеллигент во втором поколении, скромный и добрый, Александр Павлович был как актёр лирическим тенором в общем хоре этого театра. Он не был героем, не был трагиком, не был комиком, а именно лириком, поэтической натурой. М.И. Бабанова, всегда требовательная и даже капризная в выборе своих партнёров, предпочитала многим другим А.П. Лукьянова. И именно с ним она сыграла свои знаменитые роли. 

В театре А.П. Лукьянов работал до последнего дня. Умер он внезапно, собираясь на спектакль. В тот вечер шёл «Гамлет» где он должен был играть роль Горация. Это произошло 17 сентября 1967 года. За полтора года до этого умерла его жена. Александр Павлович очень тяжело переживал её смерть. Они прожили душа в душу 42 года. Это была удивительная пара. Конечно, смерть жены очень отразилась на его здоровье.

Александр Павлович Лукьянов был достойным сыном нашего марийского народа и внес большой вклад в развитие театральной культуры и кинематографии.

1954 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР  А. П. Лукьянову

 было присвоено почётное звание заслуженного артиста РСФСР

Работу в кино продолжили и современные актеры. Это - Заслуженный артист республики Марий Эл Василий Домрачев, заслуженные артистки Республики Марий Эл Светлана Строганова, Марина Почтенева.

Домрачев Василий Валерианович родился 6 июня 1963 года в д.Татарэнер Новоторъяльского района. Его творческое дарование проявилось уже в раннем возрасте и по окончании средней школы сразу поступил в ГИТИС. После театрального института был призван в ряды Вооруженных сил. С 1986 по 1997 год – актер Марийского национального театра имени М.Шкетана; с 1997 по 2001 год – актер Марийского театра юного зрителя. Работал также в Республиканском русском драматическом театре. С 2002 по 2004 год работал главным режиссером Марийского национального театра драмы имени М.Шкетана.

За годы актерской жизни В.В. Домрачевым создано более двадцати интересных ролей на сценах республиканских театров. Среди них нужно отметить Леву («Шарнет, Элиса?» К.Коршунова), Чопая («Салика» С.Николаева), Васеньку («Старший сын» А.Вампилова), Менандра («В день свадьбы» В.Розова), Сэр Тоби («Сон в летнюю ночь» В.Шекспира) и другие. К числу наиболее ярких творческих работ актера относится роль комика Аркашки Счастливцева в комедии  «Чодыра» («Лес» А.Островского), поставленной московским режиссером П.Хомским.

Наряду с насыщенной актерской деятельностью Василий Домрачев ярко заявил о себе, как драматург и режиссер. По его двум пьесам («Мыланна латкудыт» и «Эрге») поставлены спектакли в Марийском театре юного зрителя. Как режиссер, он известен по постановкам спектаклей «Сардай» М.Шкетана, «Кем угызо» Н,Арбана, «Кÿрылтшö кумыл», «Чонтамык» С.Элембаевой и уже в качестве главного режиссера спектакль «Ош кече йымалне» В.Абукаева-Эмгак, которые были высоко оценены театральными критиками. Большой творческой удачей режиссера явился спектакль «По млечному пути» по пьесе В.Абукаева-Эмгака, посвященный 65-летию Великой Победы.

Начиная со студенческих лет, В.В. Домрачев снимается в кино.  Актер снялся в таких широко известных кинофильмах,  как: «Кто сильнее его» (1984), «Я за тебя отвечаю» (1984), «Иди и смотри» (1985), «Карьер» (1990), «Чекист» (1992), «Караул» (1989), «Меня зовут Арлекино» (1988), «Особенности национальной рыбалки» (1997), «Трудно быть богом» (2013), «Небесные жены луговых мари» (2013). Его приглашают на съемки всемирно известные режиссеры А.Герман, Э.Климов, А.Рогожкин, В. Рыбарев, А.Федорченко и другие. Созданные им яркие типажные роли надолго остаются в памяти зрителей. Заслуженный артист Российской Федерации (2014), народный артист Республики Марий Эл (2004), лауреат Государственной премии им. М.Шкетана Республики Марий Эл (2011). В 2002-2007 гг. – главный режиссер Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана.

Строганова Светлана Васильевна родилась 21 мая 1976 года в деревне Большой Шуйбеляк Новоторъяльского района. 10 классов проучилась в Новоторъяльской средней школе, а 11 класс окончила в Староторъяльской средней школе. С 1993 по 1994 занималась в театральной студии под руководством О.Г.Иркабаева при Марийском ТЮЗе. В 1994 г. поступила в Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, при Государственном Академическом Малом театре России в г. Москве. В 1998 году, окончив училице с отличием, поступает на работу в Марийский национальный театр драмы им.М.Шкетана. Заслуженная артистка Республики Марий Эл (2006), лауреат Государственной премии РМЭ имени М.Шкетана (2007), народная  артистка Республики Марий Эл (2014). 

Ее первая роль на сцене Марийского национального театра им. М.Шкетана – роль Маюк в спектакле «Ачийжат-авийжат», по пьесе марийского классика Майорова-Шкетана. А совсем скоро осуществляется ее заветная мечта – ей доверили роль Салики по одноименной пьесе С.Николаева (С.Строганова уже на протяжении 10 лет играет роль Салики на сцене театра). И еще много-много новых образов. По итогам театрального сезона 1999-2000 года актриса была отмечена специальной премией «Надежда».
Многие зрители знают о том, что Светлана обладает прекрасным голосом. В 2001 году она становится дипломантом 7-го фестиваля «Поют актеры драматических театров» в г.Нижний Новгород и становится участником международного фестиваля актерской песни им. А.Миронова в г. Москве.

В 2005 году Светлана была приглашена знаменитым Российским кинорежиссером Александром Рогожкиным на съемки в картине «Перегон». В 2006 году этот фильм стал участником Международного фестиваля актеров кино «Созвездие». Почтенева Марина Георгиевна родилась в д. Яндушево Горномарийского района республики Марий Эл. Училась в Шиндыръяльской основной и Виловатовской средней школ. После окончания театрального отделения Марийского республиканского колледжа культуры и искусств (1999), стала артисткой Горномарийского театра, но через год перешла в Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана и в 2001 году поступила в СПбГАТИ – мастер-класс В. Пектеева. Одновременно активно работала в театре.

Марина Почтенева сыграла немало ролей на сцене. Среди них можно выделить такие, как Тийна (Кицберг, «Оборотень»), Серафи («Бюро знакомств», Г.Каюм), Глафира (А.Волков, «Оръеҥ мелна» / "Свадебные блины"), «Юлавий» (К.Коршунов, «Аксар ден Юлавий»), Ольга (Н.Арбан, «Кеҥеж йÿд» /"Летняя ночь"), Нюра ("Сÿан кечын" /«В день свадьбы», В.Розов), Ракша (Р.Киплинг, «Маугли»), Ошÿдыр (З.Долгова, «Полдыранат ош пеледышан»), Тайса (А.Попов, «Пÿрö пазар»), Марина (С.Николаев, «Салика»).

М.Почтенева за исполнение роли Ольги («Кенеж йÿд») награждена народной премией, а за роль Тайсы («Пÿрö пазар») – театральной премией. Марина Почтенева – активная участница фестивалей песни, где становилась неоднократно лауреатом. Постоянно участвует на концертах с сольными программами. В ее исполнении на радио и ТВ записаны сказки и стихи. 

Снялась в телефильме «Иван Грозный» (режиссер А. Эшпай).

В 2016 году за большой вклад в развитие театрального искусства Марине Почтеневой присвоено почетное звание "Заслуженная артистка Республики Марий Эл". 

Савельев Сергей Иванович (1911-1980). Заслуженный артист РСФСР (1946), заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1945) актёр, режиссёр. Родился 11 сентября 1911 г. в д. Алёшкино (Пычанал) Горномарийского р-на РМЭ. Рано осиротел, из-за смерти отца учебу в школе завершить не удалось, пастушил. Учился на подготовительных курсах Горномарийского педтехникума. В 1931 г., когда в Йошкар-Оле открылся Марийский областной техникум искусств, С.Савельев поступил на I курс актерского отделения. В 1935 г., получив диплом с отличием, поступил в труппу Марийского государственного драматического театра, которому отдал более тридцати лет жизни. В 1938 г. поступил на заочные режиссерские курсы Московского  театрального института.  Большое впечатление на молодого режиссера произвели увиденные во МХАТе спектакли корифеев русской сцены К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. В 1939 г., когда Маргостеатр переживал тяжелое время после сталинских репрессий, С. Савельев был назначен на должность режиссера-ассистента. В том же году он осуществил постановку музыкальной комедии С. Николаева "Салика", впервые поставленной режиссер А. Маюк-Егоровым в апреле 1938 г., и драмы Г.Ефруша "Тушманын кышаже" ("Вражий след").

В годы Великой Отечественной войны С. Савельев оставался в театре, работал режиссером, ассистентом режиссера, играл в спектаклях. "Менялись художественные руководители, директора театра, а он делил с актерами все тяготы трудных военных лет. Больше всех других ему приходилось ездить на гастроли по селам и деревням Марийской АССР, возглавляя коллектив актеров, вместе с ними совершать большие пешие переходы от села к селу, перенося на себе несложный реквизит и костюмы" (Георгина М. Марийский драматический театр, с. 82).

В декабре 1944 г. С. Савельев поставил драматическую поэму И.Смирнова "Асан ден Кансыл" ("Асан и Кансыл"). Это был первый, причем удачный опыт воплощения на сцене драматургического произведения в стихах на марийском языке. Спектакль был горячо встречен общественностью республики.                                            

Учитывая заслуги С.И.Савельева и его роль в творческой жизни театра военных лет, в 1945 г. Президиум Верховного Совета МАССР присвоил ему почетное звание "Заслуженный деятель искусств Марийской АССР". В 1946 г. он был удостоен звания "Заслуженный артист РСФСР".                                                                                                      

 В первые послевоенные годы С.Савельев был художественным руководителем Маргостеатра. В это время им были поставлены драмы К.Симонова "Мемнан оласе рвезе" ("Парень из нашего города", 1946) и П.Павленко "Пиал" ("Счастье", 1949), а также комедия Ф.Кравченко "Шокшо кеҥеж" ("Жаркое лето", 1946). В 1948 г. С.Савельев впервые вывел на сцену персонажей музыкальной комедии Н.Арбана "Кеҥеж йÿд" ("Летняя ночь"), которая впоследствии неоднократно ставилась различными режиссерами, десятилетиями оставаясь в репертуаре театра им. М. Шкетана.                                                                                                                                      

В начале 50-х годов С.Савельев руководил Сернурским колхозным театром. В 1958 г. вновь вернулся в Маргостеатр и возглавил его постановочную часть. С.Савельев занимался переводческой деятельностью, он перевел на марийский язык текст инсценировки романа А.Фадеева "Молодая гвардия", также комедии С.Антонова "Поддубенские частушки" ("Тумер ялын мурыжо", 1955) и М.Кильчичакова "Медвежий лог" ("Маска вынем", 1957) и др.                     С.И.Савельев вел большую общественную работу. Возглавлял Марийское отделение ВТО. Избирался депутатом Верховного Совета Марийской АССР II созыва (1947-1951 гг.). Он награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Неоднократно отмечался Почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР.

Славится наш край и талантливыми кинооператорами. Один из них – руководитель и создатель кино-студии «Юнга-фильм» Анатолий Дмитриевич Амельченко.

Родился 23 января 1940 г в селе, расположенном в  Коми АССР. Через год после рождения вернулись на родину матери в д. Юнга-Кушерга. Она расположена на самой границе с Чувашией. С 1961 по 1976 годы возглавлял Юнго-Кушергский сельский клуб. В это же время стал заниматься кинолюбительством. 

Участники художественной  самодеятельности его родной деревни успешно выступили на  районном смотре агитбригад и поэтому были награждены кинокамерой «Киев». За годы работы киностудии "Юнга-фильм", созданной Амельченко на базе деревенского клуба, было снято более 100 игровых и документальных фильмом, многие из которых становились призёрами всероссийских и международных конкурсов.

Первая проба съемки агитбригады Ю-Кушергского с /клуба 1970 г.

 

Первые кинокадры – о своих земляках на сенокосе (200 метров черно-белой пленки), без проявки, без монтажа прокручивал эти кадры в клубе. Потом появились другие короткометражные фильмы. Творческий дебют выпал на фильм «Хорошее начало»  - здесь кинорассказ о передовой колхознице горномарийского колхоза «Коммунизм» Клавдии Васильевне Гавриловой, животновод. Автором сценария был поэт, журналист, лауреат премии им. О.Ипая, в последующем Заслуженный деятель культуры РМЭ и РФ  Н.Егоров. В 1972 г. на Всероссийском смотре любительских фильмов в Москве фильм удостоен  диплома II степени, в на Всесоюзном – III степени. Оргкомитет смотра наградил А.Амельченко кинокамерой «Красногорск-3». Это была первая творческая победа молодого кинолюбителя.

Вдохновленный хорошим началом, он продолжил свою беспокойную и хлопотливую работу. «Хорошее начало» - первый фильм. Само  название символично, ставшее началом пути сельского энтузиаста. И он занялся всерьез этим делом. Решил сам, и его поддержали: нашлось помещение, найдена ставка помощника. Так в 1973 г. была открыта сельская киностудия. С тех пор на экране (до 2005г.) стал часто появляться титр «Юнга-фильм».

Первый новый фильм на студии с новым названием – «Первые шаги» о молодом председателе колхоза «Большевик» (один из опытных и способных руководителей крупного хозяйства Л.А. Асланов в 70-ые годы, депутат Верховного Совета МАССР 10-ого созыва).

Особое место в художественной ткани картин А.Амельченко занимают образы рядовых тружеников. И в них нет ни умиления, ни ложной восторженности. Всё подчинено одной цели - самоотверженному труду хозяев земли, как поётся в одной горномарийской песне из фильма "Зов земли":

"Берег горный - край родимый,

Не сочтешь твои дела,

Нам любовь к земле привольной

Славу добрую дала!"

В республиканской и всесоюзной печати было много хороших отзывов о фильмах А. Амельченко. Студия кино «Юнга- фильм» стала лауреатом Всесоюзного смотра любительских студий. Успехи коллектива отмечены многими дипломами (30). Многие фильмы были продемонстрированы на марийском и чувашском телевидении.Приходилось и много учиться новому делу. Продолжались уроки мастерства. Он выезжал на курсы и стажировки в Москву, Ленинград, Уфу, Казань и др. Своими первыми учителями и наставниками считал Ильичева С.И., научного сотрудника Министерства Культуры РСФСР, Горина Л.С., зав. кафедрой Ленинградского института культуры, оператора киностудии «Мосфильм» Терпсихорова П.Н.

кадры из фильма "Узоры гоных мари"

съемка фильма о художнике Ф. И. Якимове

съемка  праздника Пеледыш айо

Фильмы, которые были показаны по центральному телевидению по программе «Обьектив»: «Звонкоголосая деревня», «Радуга над Юнгой», «Шаргеньы», «Откровение», «Здравствуй, утро мое», «Свадьба в деревне»

                                  Яйцов А.А. и Амельченко А.Д. после съемки фильма "Свадьба в деревне"

В 1976 г. кинокружку присвоили звание «Народная любительская киностудия»

1988 г. – лауреат премии марийского комсомола имени Олыка Ипая.

1986 г. Заслуженный работник культуры Марийской АССР.

1992 г. Заслуженный работник культуры РФ. За все фильмы удостоился 6 Гран-при, и около 30 других наград.

Студия работала до последних лет жизни (2005г.) Мы можем гордиться, что и его фильмы вошли в историю кинематографии нашей республики и России.

Сам А. Д. Амельченко написал список фильмов, удостоенных главных призов на разных конкурсах, кинофестивалях РСФСР, СССР и международных конкурсах. Есть замечательная книга «На экране «Юнга-фильм» (из опыта работы Юнго-Кушергинской сельской любительской киностудии «Юнга-фильм») поэта, заслуженного работника культуры РФ и РМЭ  Николая Петровича Егорова.